Ноутбук, интернет и восточный менталитет: что надо для того, чтобы начать бизнес в Китае?

Если раньше бизнес в Поднебесной и с Поднебесной считался чем-то далеким, как и сама Поднебесная, то сейчас это становится вполне обычным делом. Во-первых, никого уже не пугает надпись «Сделано в Китае», во многом потому, что мировые бренды давно наладили там свое производство. Во-вторых, развитие интернет-технологий сейчас позволяет не только сократить расстояния, но и начать вполне успешный бизнес даже сидя на кухне.

Вячеслав Метринский — крупный предприниматель, 7 лет проживший в Пекине и наладивший поставки различных товаров из Китая в Россию. Сейчас Метринский занимается также тем, что обучает бизнесменов спеифике ведения бизнеса в Китае, с учетом особенностей русского рынка и восточной ментальности.

С чего все началось

Знакомство самого Метринского с Китаем началось с Пекина, куда он приехал для того, чтобы получить образование. Первый год ушел на изучение языка и освоение восточной ментальности — все это очень помогает при ведении дел в Поднебесной. Потом был период работы фрилансером, далее — развитие собственного бизнеса в области поставок товаров из Китая в Россию. Как говорит сам Вячеслав Метринский, годы, проведенные в Китае, позволили узнать не только об особенностях организации производства, работы с поставщиками, но и другие тонкости бизнеса. Однако по возвращении в Россию многие знания, полученные в Поднебесной, пришлось адаптировать к русской действительности, учитывая специфику трудового права, продвижения, организации рекламной кампании и т. д.

А что сейчас?

Сейчас Метринский руководит компанией, занимающейся поставками из Китая надувных конструкций. Параллельно он является организатором бизнес-курсов «Академия бизнеса с Китаем». Цель этих курсов — познакомить бизнесменов разного уровня, в том числе стартаперов, со спецификой ведения бизнеса с китайской компанией, с учетом самого процесса и восточного менталитета. «Академия бизнеса с Китаем» — это собственно курсы, коучинговые программы, работа с отдельными предпринимателями в индивидуальном порядке. Метринский говорит, что учиться на своих ошибках, конечно, полезно, но если есть возможность перенять чужой опыт, почему бы этим не воспользоваться?

Знание китайского языка: плюс или необходимость?

Вячеслав Метринский знает китайский язык в совершенстве, однако отмечает, что для начала ведения бизнеса с предпринимателями из Поднебесной это не обязательно. Космополитизм и повсеместное распространение английского языка делают свое дело. Главное — не знание языка, а знание тонкостей переговорного процесса с китайскими партнерами, умение держаться выбранной линии переговоров и не сдавать позиции. В противном случае наладить успешный бизнес с Поднебесной не удастся даже со знанием китайского языка.

С чего начать бизнес в Китае

По словам Вячеслава Метринского, начиная бизнес в Китае, необходимо помнить следующие правила бизнес-общения и ведения дел, которые помогут не только добиться успеха, но и создать правильный имидж:

  • сдержанно вести себя на переговорах, даже если они проходят для вас удачно. Если китайские партнеры поймут, что предложенная цена вас устраивает, они не сдвинутся с нее ни на юань;
  • контролировать весь процесс, включая самые незначительные тонкости и нюансы. Лучше давать китайским партнерам четкие и последовательные указания;
  • все важные решения принимаются за ужином, на который обязательно надо взять визитки на двух языках — китайском и английском;
  • главное — умение общаться с китайскими боссами, «лаобанями», которые и принимают окончательное решение о сотрудничестве.

Перспективы бизнеса с Китаем в различных областях

Бизнес-сотрудничество с Китаем набирает обороты, что позволяет говорить о благоприятных перспективах не только в масштабах страны, но и для мелкого и среднего бизнеса. Особой популярностью сейчас пользуются товары массового потребления, а также технические новинки, которые непросто найти в России. А в Китае их можно приобрести за вполне приемлемые деньги.

При этом начинать бизнес стоит с товаров, которые уже достаточно известны на отечественном рынке и стоят относительно недорого. Это позволит сэкономить на рекламе (так как не надо будет заниматься продвижением) и достаточно быстро заработать капитал для дальнейшего расширения бизнеса. На следующем этапе уже можно будет попробовать вывести на рынок и новую продукцию, предварительно проанализировав возможный спрос на нее. При наличии контакта с китайскими поставщиками и постоянного мониторинга ситуации отследить перспективные новинки не так сложно. На начальном этапе, в свою очередь, необходимо учитывать различные тонкости, типа сроков доставки грузов из Китая или перечисления денег. Это позволит избежать форс-мажорных обстоятельств и сохранить репутацию.

Контроль бизнеса из России

Более всего бизнесменов, решивших начать вести дела с Китаем, пугает необходимость непосредственного контроля процесса. Однако современные интернет-технологии, а также надежные каналы доставки и перевозки товаров из Китая в Россию (типа компании Транзитплюс) позволяют не только устанавливать выгодные цены на товары, но и контролировать процесс «из дома». Однако при расширении бизнеса стоит быть готовым к тому, что ездить в Китай все-таки придется — для ведения переговоров, подписания контрактов. Полезным может быть и посещение китайских специализированных выставок. Там можно обнаружить новую для отечественного рынка продукцию. Необходимость относительно регулярных поездок Китай, однако, может возникнуть, только когда бизнес выйдет на новый уровень, а для начала достаточно будет ноутбука, интернета и желания много и терпеливо работать.

Задать вопрос
менеджеру
Вернуться к списку материалов

Еще статьи на тему Бизнес с Китаем