Выберите категорию
  • Все материалы
    (629)
  • Статьи
    (329)
  • Новости
    (288)
  • Видео
    (0)
    Выберите тему
  • Все материалы
    (629)
  • Бизнес с Китаем
    (92)
  • Новости Китая
    (229)
  • Культура Китая
    (124)
  • Экономика Китая
    (25)
  • слияния и поглощения
    (16)
  • жизнь в Китае
    (16)
Подписаться на рассылку
28 января 2016
290

Сложности и противоречия Российско- Китайского бизнеса

Сложности и противоречия Российско- Китайского бизнеса фото №1

Максим Спасский – председатель «Дома Российско-Китайской Дружбы». Эта организация на протяжении вот уже нескольких лет помогает развивать дружественные и деловые связи между двумя сверхдержавами, одновременно способствуя благоприятной атмосфере сотрудничества в самых разных сферах жизни, в том числе и в бизнесе. В своем большом интервью Максим подробно рассказал о сложностях деловых взаимоотношений России и Китая, а также поделился – как с новичками в сфере межнационального бизнеса, так и с крупными российским компаниями вроде Транзитплюс, – своими соображениями по поводу того, как этих самых сложностей избежать.

– Почему именно Китай? Что связывает вас с Поднебесной?

– Моя «дружба» с Китаем началась еще в 80-х годах прошлого века, когда я проходил срочную службу в рядах нашей армии. Часть, в которую меня направили, находилась под Владивостоком, чуть позже место ее расположения поменялось. Так я оказался в Хабаровске, буквально на границе с Китаем – она проходила всего в 5 километрах от села Раздольное (места, где находилась наша часть).

Китайское телевидение – вот что запало мне тогда в душу. Помню, с каким восторгом впервые посмотрел «Семнадцать мгновений весны» на тогда еще незнакомом мне китайском языке. Вообще, китайские фильмы и телевизионные передачи тогда были едва ли не единственным способом проведения досуга для наших военнослужащих. В выходные мы часто смотрели боевики с участием азиатских актеров и, наверное, как и большинство советских людей, наивно полагали, что все жители Китая, независимо от пола – непревзойденные мастера карате и прочих боевых искусств.

Наверное, именно это первое впечатление – светлое и позитивное – стало своего рода отправной точкой, моментом, благодаря которому я начал всерьез интересоваться Китаем, его народом, обычаями, языком и традициями.

– В чем суть и назначение «Дома Российско-Китайской Дружбы»?

– Вообще, проект родился не совсем в моей голове – это скорее плод коллективного разума. Появился он, как и многие подобные вещи, в совершенно неформальной обстановке – мы с друзьями-китайцами сидели за чашкой чая, обсуждали какие-то совершенно отвлеченные темы, вроде идеи открыть в нашей стране хороший чайный клуб. Странным образом разговор вдруг вылился в «Дом Русско-Китайской Дружбы». Хотя, может, такой поворот событий многим покажется нормальным и даже закономерным.

Тут надо сразу оговориться: мои друзья – люди достаточно пожилые, их изначально интересовала именно дружба между нашими народами, а не вопросы, связанные с налаживанием межнационального бизнеса, вроде организации перевозок грузов из Китая в Россию или доставки каких-то товаровпо более низкой цене. Все это, по их мнению, удел молодежи.

Так что изначально именно желание дружить странами, народами стало связующим звеном и основным принципом «Дома Российско-Китайской Дружбы», Ну а потом уже, конечно, стали возникать и вопросы перечисления денег на развитие компании – причем и из Китая, и из России.

– Какими принципами руководствуются китайцы при выборе делового партнера?

– Сначала дружба, потом бизнес – вот главный принцип китайских инвесторов. То есть любому китайскому бизнесмену сначала нужно получше узнать своего партнера, найти какие-то точки соприкосновения, почувствовать, что этому человеку он может смело доверять – и только потом начинать деловые отношения. Принцип этот, как я считаю, очень даже разумен. Вот европейский подход к сотрудничеству – он более поспешен, и ошибки здесь совсем не редкость. Человек сначала делает, а потом раскаивается в содеянном. Китайцы так свои дела не ведут – в общении с ними надо набраться терпения и напрочь забыть о привычной нам манере ведения дел.

– А какое отношение у китайцев к стартапам?

– На самом деле очень и очень интересное. То есть по природе своей китайцы азартны, но одновременно и очень недоверчивы: с ними, опять же, надо сначала подружиться, войти в доверие, и только потом начинать совместный бизнес. Поэтому если хотите привлечь инвесторов из Поднебесной сегодня, то из этой идеи точно не выйдет ничего хорошего, она просто провалится.

– В чем сложность выхода на китайский рынок?

– Наши бизнесмены очень самоуверенны – вот, пожалуй, единственная сложность. Она же и (пока) непреодолимая. У нас ведь как заведено: я все сам знаю, все сам смогу. Зачем мне нужны чьи-то там советы? А на деле оказывается, что к советам все же стоило прислушиваться, хотя бы наполовину. Китайская манера ведения бизнеса, еще раз повторюсь, отлична от европейской, здесь нет места спешке, чего многие наши соотечественники, к сожалению, не понимают и отказываются признавать.

– Можно ли запустить совместный с китайцами проект, не выезжая в Поднебесную?

– Категоричен не буду, но скорее всего нет. По крайней мере, в моей практике такого случая точно не было. Хотите добиться реального результата – приезжайте в Китай и встречайтесь с бизнес-партнерами лично. Договориться и обсудить все детали, находясь в разных странах, в данном случае просто невозможно.

– Вы говорили о том, что при построении деловых взаимоотношений с китайцами нам нужно играть по их правилам. Но, а сами китайцы переняли что-то от Европы и Америки, или их бизнес-культура очень закрыта и консервативна?

– Вовсе нет, как раз-таки наоборот. Китайцы научились превосходно подстраиваться под правила, придуманные европейцами. Так, они с удовольствием будут играть по вашим правилам, прекрасно поймут ваш язык и примут традиции и условия – но только если заинтересованы в проекте больше вас. А мне такая ситуация представляется с огромным трудом.

– Наверняка вы знаете, как повысить качество бизнеса между нашими странами. Что нужно для этого сделать, а чего делать не стоит ни в коем случае?

– В первую очередь (я никогда не устану это повторять) необходимо принять их правила игры, осознать, что не все дела в мире делаются по той схеме, которой пользуемся мы сами. А это значит, что нашим бизнесменам вновь пора «вооружиться» учебниками, поумерить свою надменность и самолюбие. Ну, а МВА и коучерам – начать читать лекции о том, как вести бизнес с представителями азиатских стран.

– В заключение сделайте собственный прогноз: в каком ключе будут развиваться отношения между Россией и Китаем? Чего нам ждать от такого сотрудничества?

– Лично мне кажется, что с Китаем мы братья навек, особенно в плане стратегического развития. Вместе с тем всегда необходимо помнить, что интересы у наших стран разные, и развиваться мы будем в разных направлениях и разными темпами. Все эти разговоры о том, что наша дружба – как дружба школьника со студентом, которые прозвучали на форуме в Москве, я считаю неуместными совершенно. Нам надо искать в сотрудничестве то, что нас объединяет, а не наоборот.

– Благодарим вас за любезно данное интервью.

В дополнение к оптимистичным словам Максима Спасского стоит добавить, что его «Дом Российско-Китайской Дружбы» недавно подписал договор о сотрудничестве с Российско-Китайским комитетом дружбы, мира и развития. Таким образом, начало большой и крепкой дружбе и основанному на ней совместному и, надеемся, успешному бизнесу смело можно считать положенным.

Если вам понравилась статься- поделитесь ею с друзьями в социальных сетях

Спасибо, что обратились
в нашу компанию!

Мы будем своевременно уведомлять вас о новых статьях.

Закрыть
+7 (495) 181 21 26
Отправить заявку
Задать вопрос

Напишите ваш вопрос или кратко опишите ситуацию, в которой
нужна наша помощь, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.

* Отправляя форму, вы даете свое согласие на обработку персональных данных
Отправить
Меню
+7 (495) 181 21 26
Задать вопрос

Все о компании за 45 секунд

play
Спасибо, уже видели
close